Консультации воспитателя Краснокутской Евгении Владимировны

Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов. Семья и детский сад выполняют каждый свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам, это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Всё начинается с семьи, с её традиций.

Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение. Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми.

С чего необходимо начинать? Конечно, с самого дорогого, с близких и родных, с самого ребёнка. Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребёнку именно в семье через ощущения матери и отца. Именно в любви ребёнка к своей матери и своему отцу заложено его будущее чувство семейного воспитания.

Очень полезно рассматривать с детьми семейные альбомы. Воспоминания… они есть у каждого человека, большого и маленького. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме – символе времени. Листая семейный альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими же как вы, и бабушка была просто – мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома.

Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи семейного житейского опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом положительно влияют на личность ребёнка.

Ребёнку необходимо знать свой домашний адрес, телефон.

Задумайтесь, нужно ли объяснять ребёнку, что дом, в котором мы живём, наш подъезд, наш двор – это наш общий дом, который мы должны беречь и охранять? Сажали ли вы во дворе своего дома вместе с ребёнком цветы, деревья, кусты? Надо ли это для воспитания вашего ребёнка? Знает ли ребёнок номер детского сада, его адрес? Разговариваете ли вы с ребёнком о детском саде?

Многие родители интересуются, чем ребёнок занимался в детском саду, какие у него успехи, как он себя вёл… А какие чувства испытывает ребёнок к детскому саду? (что нравится, чем хотел бы поделиться с друзьями, что рассказать, какое общее дело делали и т.д.) Очень хорошо, когда родители внушают ребёнку доверие к педагогу, когда сами активно участвуют в жизни группы, когда воспитывают гордость за свой детский сад, чувство любви к детям, взрослым, сотрудникам д/сада.

А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? А насколько вы знаете историю своего города?

Основная цель - пробудить у дошкольников чувство любви к своему родному краю, уважение к его традициям и обычаям, истории.

Знакомство с городом в детском саду осуществляется через разные формы работы с детьми: дидактические игры, занятия и викторины, выставки. Однако этого мало. Здесь нам нужна ваша помощь. Просим вас, гуляя по улицам Пыть - Яха, обращать внимание на красоту домов и зданий, на архитектурные памятники, спортивные сооружения, особенности природы, на то, как люди украшают родной город (клумбы с цветами, фасады зданий, магазинов), заботятся о его привлекательности и чистоте.

Где вы бываете с ребёнком в свободное время? Знакомите ли с достопримечательностями Пыть - Яха, бываете ли в «Музее боевой славы»? Уважаемые родители! Помните, что знакомство с родным краем: - расширяется кругозор детей, - формируется интерес к прошлому и настоящему, - развивает воображение и фантазию, - приобщает к культуре, - развивает потребность в самостоятельном освоении окружающего мира, - развивает познавательную активность. Помните, всё начинается с малого. Воспитывайте в ребёнке любовь, доброту, внимание и заботу, чувство патриотизма. Предоставляйте ребёнку возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке, лепке, аппликации, в сочинительстве. Поощряйте любознательность и интерес.

 Дерзайте отчизну мужеством прославить!

М. В. Ломоносов

Каждый человек при выборе своей профессии, решает для себя, какая именно профессия из множества более интересна ему, близка по способностям, характеру и образу жизни. И не каждый выбирает для себя профессию военного.

Испокон веков мужчина ассоциировался как защитник домашнего очага и семейного уюта. Чем больше разрасталась территория нашего государства и государственная власть, тем больше возникала потребность в защите национальных интересов. Плодородные земли и богатые природными ресурсами территория России всегда привлекала внимание завоевателей. Таким образом, наша страна постоянно находилась в необходимости защиты своих территорий. А профессионально защищать могли только постоянные воинские формирования, поэтому исторически сложилась профессия воина - защитника своего отечества.

С образом защитника, как профессионала мы начинаем знакомиться еще в русских былинах в лице трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Именно эти три богатыря проходят общей нитью через всю военную историюнашего отечества. Неисчислимы подвиги русских воинов, не зря на сегодняшний день существуют дни «Воинской славы». Это в первую очередь дань памяти воинов, защищавших нашу русскую землю. Эти дни охватывают все периоды нашей истории. И на протяжении веков, и до настоящего времени пользовался особым уважением и почетом со стороны государства и народа - русский воин. Ведь порой защищая их, он должен был жертвовать жизнью во имя защиты народа и отечества. Не зря в царские времена все мужчины дворянского сословия должны были пройти службу в армии, и считалось позорным, если представитель княжеского рода не прошел службу Отечеству. Историческое отношение к службе с царских времен сохранилось и в период Советской власти. В советский период был отмечен новый виток в становлении армии. В первые годы советской власти молодая страна нуждалась в высоко квалифицированных кадрах, и они были найдены, ими были русские офицеры, принявшие новую власть. Потому что, первым и самым важным делом жизни для них было защита Родины.

Но впереди было главное испытание - борьба против фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне. Миллионы российских людей встали на защиту нашей родины. В те дни каждый человек понимал, что должен защищать свою родину от «коричневой чумы». В те дни чувство патриотизма, любви и преданности было присуще каждому советскому гражданину. И советская армия, и советский воин, не только освободил страну от захватчиков, но и спасли весь мир, дойдя до Берлина и уничтожив там коварного врага.

Но, к сожалению, после войны для наших военных спокойные дни не настали. Политическое спокойствие не наступило и до настоящего времени. Поэтому возникает угроза национальной безопасности, следовательно, страна нуждается в своей защите и защите своих национальных интересов. А защитить страну может только её армия. Ведь чем больше государство уделяет своей безопасности, тем больше оно должно уделять внимание своим вооруженным силам. И не зря существует высказывание: «Кто не хочет кормить свою армию, тот будет кормить чужую».

Военная история нашего отечества свидетельствует о том, что во все времена героизм, мужество его защитников мощь и слава русского оружия являлись важнейшими и необходимыми условиями развития и укрепления России, были и остаются гарантией ее целостности, суверенитета и независимости.

Быть военным человеком – это значит быть образцом мужества и отваги. Только военным людям присуще чувство ответственности за порученное дело, так как от их отношения к службе зависит судьба страны и народа. Окружение благородных и мужественных людей, готовых всегда поддержать тебя, такая среда, такая атмосфера существует только у военных. И поэтому только военный человек с гордостью может сказать – есть такая профессия - Родину защищать.

Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Одним из важнейших средств является художественное слово русского народа и талантливых авторов. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Богатейшим материалом для патриотического воспитания являются произведения устного народного творчества, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества, становятся популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки. (Дети пересказывают, инсценируют, сами сочиняют). Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей (да и для многих взрослых) остается народная сказка.

Особым древним жанром устного народного творчества являются былины, с которыми детей знакомим в старшем дошкольном возрасте. Содержание былин богато примерами для патриотического воспитания. (После прочтения былин, дети проявляют большой интерес к русским богатырям: они рассматривают иллюстрации, репродукции картин, рисуют богатырей, лепят их из пластилина, подражают им в игре).

Восхищение, удивление и уважение вызывают у детей рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярники, путешественники, ученые, военные, пожарные, космонавты. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству. (Дети хотят быть летчиками, космонавтами, военными …).

Дети склонны к идеализации любимых объектов. Если это мама, то «самая красивая», если это родная страна, то она «самая большая, сильная, богатая». Для подтверждения этих чувств нужно подбирать соответствующий материал: (Стихи о маме, о Родине).

В старшем дошкольном возрасте дети все плотнее знакомятся с книгой, как источником информации о мире. Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома детям с самого раннего возраста. Но именно в старшем дошкольном возрасте она становится неотъемлемой спутницей познавательного процесса.

Дети старшего дошкольного возраста уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Дети проявляют интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра.

Для чтения детям советую использовать литературу самого разного объема, формы и стиля. Подбирать произведения на определенные темы.

Рассказы о природе – с целью ознакомления детей с природой (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю). Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения. Рассказы К.Г. Паустовского, В.В. Бианки, Н.И. Сладкова, М.М. Пришвина – богаты яркими зарисовками из жизни натуральной природы и ее обитателей.

Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто - о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания.

Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.

Рассказы о родном городе (столице России) - отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников. Здесь рекомендуется использовать сборники рассказов вроде "Прогулка по Кремлю", "Моя Москва" и т.п. Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов: "…Как будто чудное растение или нагромождение скал возвышается собор Василия Блаженного, построенный еще при царе Иване Грозном…", "Как Кремль – сердце Москвы, так и колокольня Иван Великий" - сердце Кремля. Когда-то она была самым высоким зданием в Москве", " За Кремлём - стена, за стеной - Москва, за Москвой страна.

После прочтения художественного произведения проведите с ребенком беседу, пусть ребенок поделится своими впечатлениями от услышанного. Заучите наизусть или перескажите понравившееся стихотворение, отрывок сказки или рассказа.

Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военной героики) – нужна опора на визуальные впечатления.

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, используйте наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме.

Кроме непосредственного чтения литературных произведений очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и перчаточного театра. По знакомым сказкам и рассказам организовывайте драматизации – спектакли, инсценировки по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы поведения.

Воспитательная сила художественной литературы направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину, формирует желание быть защитником земли, на которой ребенок родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки. Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствуют пониманию того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними.

В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности. Если мы хотим воспитывать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность), то всё лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды, не были «Иванами, не помнящими родства»

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают народные нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки.

Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребенка.

В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, не милосердие и т.п. считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа. Все духовные ценности были вплетены в единую ткань и осознавались неразрывно. Об этом можно судить по тому огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека.

Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления личности ребенка. Посредством народной культуры развиваются духовно – нравственные качества личности ребенка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно – прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствие от ярких жизнерадостных цветов. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Народная культура – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру.

И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, к секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель ребенка – это семья.

Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И всё это обеспечивает психологическую нагрузку. В результате выходит тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.

Примером сложившихся на всем протяжении человеческого развития и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни, в которых добро побеждает зло, а мудрость – глупость.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.

  Жизнь давным-давно доказала, что такие человеческие ценности как патриотизм, верность долгу, гражданственность, уважение к старшим нужно воспитывать с детских лет.

Наша любовь к музыке имеет давние исторические корни: люди слушают и сочиняют её с тех времён, когда культура и искусство только зарождались. Уже более 30 000 - 35 000 тыс. лет назад люди, жившие до нас, играли на костяных арфах и каменных флейтах. Видимо, это влечение содержится в наших генах и заложено в нас природой. Малыши, едва услышав приятную мелодию, поворачиваются к источнику звука, а от неприятных звуков начинают рыдать.

Когда люди слушают музыку, их головной мозг всегда реагирует на неё, активируя несколько областей за границами слуховой коры. Также на обработку музыкальной информации сильное влияние оказывает осязательный, зрительный опыт человека и, конечно же, эмоции. А наиболее эмоциональным жанром в музыке является песня. Патриотическая песня имеет большую силу, ее боялись больше, чем пушки.

У нее есть характерные особенности: песня должна быстро запоминаться, призывать к борьбе, мелодия решительного или призывного характера со многими повторами.

Песня является таким же оружием, как и гранаты, как и сухие портянки. С песней легче жить, легче побеждать, легче умирать. В наиболее тяжелые минуты, когда нет больше сил, а помощи ждать неоткуда, на выручку приходит песня. Она поднимает дух, возвращает силы, зовет к подвигу. Именно такими были залихватские песни Русской Армии - простыми, насыщенными сильными эпитетами, конкретными. Их пронизывает патриотизм, любовь простых людей к Родине, восхищение героями прошлого - защитниками Русской земли и борцами за правое дело - именно так, как видели это простые солдаты, без лишнего пафоса и фальши.

Из истории возникновения военно-патриотической песни Российской армии

Самая древняя из сохранившихся до наших дней песен русских дружинников относится к Х веку. Ее автора, увы, мы не узнаем уже никогда.

С точки зрения "песенной теории" песни делятся на:

- хвалебные (восхваляющие подвиги конкретных героев и полководцев);

- поминальные - походные (строевые);

- корильные (хулительные) - о врагах;

- баллады (сатирические и трагические, повествовательные).

Самыми распространенными в Русской Армии были хвалебные, походные песни и песни-баллады.

Учреждение Петром I регулярной армии с пожизненным, а позднее - 25-и летним сроком службы создало особую социальную общность - солдатскую среду со своим кругом культурных запросов.

Солдаты не утрачивали свою связь с деревенской культурой: юношами они приносили в армию крестьянские песни, а возвращаясь со службы в деревню передавали односельчанам солдатский фольклор. Поэтому и относятся солдатские песни вполне резонно к народному фольклору.

Тексты солдатских песен Х - ХIХ в.в. не замысловаты, но, как правило, повествуют об определенных исторических событиях или личностях, и потому являются ценным источником исторических сведений.

С ростом числа грамотных солдат в Русской Армии со второй половины XIX века, а также с переходом к всеобщей и всесословной воинской повинности, когда в армию стали призывать и образованных людей, поэтическая ценность солдатских песен значительно возросла.

С 1857 г. каждому полку было предписано иметь свой гимн (марш), написание которого полки часто заказывали профессиональным поэтам и музыкантам, либо талантливым людям из армейской среды. В 1910-х годах, с созданием ряда новых частей, это вызвало новый подъем в русской военной музыке. Вот так и появились в военных песнях не только лихость и задор, но и красота сложения, яркая палитра метафор.

Строевые песни - отдельный жанр. Именно они зачастую придавали сил при многокилометровых маршах, а также служили своеобразной пропагандой, повышающей престиж военной службы - ну разве мог кто остаться равнодушным, когда по городу под удалую песню шли бравые русские стрелки?

Ритм полковых строевых песен закладывался с учетом строевого шага пехоты - так называемого "русского шага" - 100 шагов в минуту.

Самые известные из дошедших до нас песен - разумеется, строевые: "Песнь о Вещем Олеге" (переделка стихотворения А.С. Пушкина), "Соловей-пташечка", "Солдатушки бравы ребятушки". А на самом деле их сотни. Сколько лихости, удали и одновременно скрытой печали в этих песнях, повествующих о нелегкой солдатской доле.

Военно-патриотическая песня в годы ВОВ

Годы ВОВ - это самое страшное время для народа. Гонение, холод, голод, потери родных и близких людей. И хочется сказать, разве в такое время людям было до песен, но история говорит о том, что именно поэзия, творчество помогало выжить.

Военная песня («Прощай, любимый город», «В землянке», «Священная война), шагала нога в ногу, рядом с солдатом во время Великой Отечественной Войны и становилась для него опорой в тяжелый момент, когда казалось, что все, нет сил, бороться дальше, но стихи о Родине, о родных, которые верят и ждут, не позволяли солдату сдаться и он продолжал не легкий бой. Они стали победителями и их песни вместе с ними.

Известные исполнители приезжали для поддержания солдат в военные части, устраивая концерт военных песен. После, которых солдаты, вдохновленные шли сражаться за свою Родину, не думая и не жалея себя. Мы продолжаем любить и помнить песни, прославившиеся на войне, они веселые и грустные, но самое главное, что это песни победители, пусть, когда мы слушаем эти песни на глаза невольно наворачиваются слезы, но мы не должны забывать нашу историю и Великую Победу! А песни служат нам, достоверным напоминанием о тех временах!

Военно–патриотические песни в современной России

Военно-патриотическое воспитание в нашей стране переживает настоящее возрождение. Российским президентом одобрена соответствующая образовательная программа. Сегодня роль военно – патриотической песни также важна.

В местах локальных конфликтов, там, где оказываются наши воины, продолжает звучать военная песня. Появился фестиваль солдатской песни, возникло много новых ансамблей военной песни, например, «Ансамбль воздушно-десантных войск "Голубые береты". Он существует более шестнадцати лет. За эти годы "Береты" дали тысячи концертов и побывали во всех "горячих точках". Их график расписан на несколько месяцев вперед. Активная концертная деятельность группы продолжается и по сей день.

В наше время также появляются новые песни. Без рекламы и шумихи эта патриотическая песня «Спецназ» стала своеобразным гимном сотрудников спецподразделений ФСБ, МВД и Министерства обороны России, ведущих беспощадную борьбу с международными террористами.

Хочется привести замечательный пример того, как старинная песня продолжает жить и сегодня, оставаясь актуальной спустя века.

"НЕ ДЛЯ МЕНЯ ПРИДЁТ ВЕСНА..."

(история песни)

Весной 1838 года в журнале «Библиотека для чтения» появилось стихотворение никому не известного морского офицера. Он служил на флагманском корабле Черноморского флота «Силистрия» (который водил капитан первого ранга Павел Нахимов, в будущем – великий контрадмирал). А.Молчанов – так был подписан стих, начинавшийся словами «Не для меня, придёт весна…»

Это стихотворение переписывали в свои дневники и тетради сотни офицеров и солдат первой кавказской войны – каждый в этих строчках узнавал свои переживания, отправляясь, возможно, на верную гибель.

Стих положил на музыку поэт и композитор Николай Девитте. Так в 1838 году появился новый офицерский романс.

О судьбе автора стихотворения ничего не известно. Предположительно, весной 1838-го он с десантом русских моряков высадился в устье реки Сочи. Здесь возводились форты для защиты Черноморской береговой линии от англичан и турок. До сих пор они обозначены на карте, как посёлки Черноморского побережья. Один из них – Лазаревское (в честь адмирала Михаила Лазарева – командующего тогда Черноморским флотом).

Окончилась война в 1864 году, когда царские войска заняли последний очаг сопротивления немирных горцев – урочище Кбааде (известное теперь, как город Красная Поляна). Кавказ был присоединён к России, а кавказские народы были спасены от истребления со стороны восточных деспотий – шахской Персии и султанской Турции.

Минуло более полувека. В начале ХХ века эта песня вновь ожила – теперь уже с эстрады московского ресторана «Яр» в исполнении Якова Пригожего – известного московского шансонье (скончался в 1920 г.). Он же сделал музыкальную обработку сохранившейся в народе мелодии Н. Девитте.

Существовало несколько «народных» вариантов песни, в том числе «лагерный романс»: «…А для меня народный суд, пойдут вагоны по этапу…» – пели советские заключенные в 30-е годы XX века.

В 80-е годы ХХ века песня вновь «всплыла» в народе, уже как «казачий романс». Народная легенда гласила, что сочинил эту лирическую песню безымянный казак перед расстрелом, томясь в большевистском застенке. «Авторскую» правду уже почти никто не помнил. И всё же она есть! Благодаря исследованию А. Сидницкого - ветерана Великой Отечественной войны из г. Петропавловска, она сохранилась и доступна теперь нашему вниманию.

Представляем вам первоначальный текст романса образца 1838 года.

А.Молчанова

Не для меня придёт весна,

Не для меня Буг разольётся.

И сердце радостно забьётся

В порыве чувств не для меня!

Не для меня взойдёт заря,

Где Маша встретит в поле лето.

Мне не слыхать её привета -

Она растёт не для меня!

Не для меня весной родня

В кругу домашнем соберётся,

«Христос воскрес» - из уст польётся

В день Пасхи нет, не для меня!

Не для меня дни бытия

Польются светлыми ручьями.

И дева с чёрными очами

Живёт-цветёт не для меня!

Не для меня луна, блестя,

Родную рощу освещает,

И соловей, что май встречает,

Там запоёт не для меня!

Не для меня придёт весна.

Я поплыву к брегам абхазским,

Сражусь с народом закавказским.

Давно там пуля ждёт меня...

Не для меня придёт весна,

Не для меня Буг разольётся.

И сердце радостно забьётся

В порыве чувств не для меня!

То, что было истинно великим останется великим навсегда. Нельзя выпускать из памяти времен связующую нить. Заботясь о культурном и нравственном воспитании наших детей, мы обязаны делать ставку на нетленные духовные ценности своего народа, его армии, его родного Отечества.

Песни военных лет по-прежнему популярны в народе, в армейской среде. Они выдержали испытания временем, стали своеобразной летописью Великой Отечественной войны, музыкальным памятником тех далеких, героических лет. В них и сейчас звучат удивительный оптимизм, неиссякаемая вера в дружбу, любовь в те идеалы, за которые люди шли в бой, совершали подвиги.

Мы не считаем, что нам надо постоянно жить в прошлом, естественно необходимо развитие и совершенство. Просто хотелось бы, чтобы дети больше мыслили, чувствовали, переживали. Чтобы смысл фразы "мы за ценой не постоим" не воспринимался ими в буквальном смысле, как денежная плата за услуги.

Культурное наследие нашей страны всегда отличало нас от других государств - так давайте же беречь, чтить и оберегать патриотические песни.

Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых, высоконравственных детей.

Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству»,

«трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.

В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).

Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Проблема приобщения детей к миру взрослых является актуальной с тех пор, когда была осознана необходимость передачи опыта последующим поколениям. Известно, что во все времена родители учили своих детей всему тому, что умели сами, что могло бы пригодиться детям в жизни. В игре отношения детей между собой являются практикой их первых коллективных взаимодействий. А средствами социализации детей могут быть и предметы рукотворного мира, среди которых – игрушка.

В словаре Даля понятие «игрушка» толкуется как «вещь, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям». Настоящая народная игрушка - это не только предмет детской забавы, но и подлинное, своеобразное искусство, обладающее своей спецификой. Постичь её во всей полноте и глубине можно только при многократном соприкосновении с творениями народных мастеров. Это объясняется тем, что народная игрушка обладает качествами неизобразительного, а декоративно – прикладного искусства в большей степени условного, не копирующего действительность, а отражающего образы окружающего мира обобщенно, символично, аллегорично, с невероятно смелой фантазией.

Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего заметного места. На территории расселения восточных славян археологами обнаружены древние лодочки, волчки, птички, погремушки, дудочки, фигурки людей, свистульки, изображения животных и т.д. согласно легенде, сам Сергей Радонежский – наиболее чтимый русский святой – не только благословил игрушку, как разумную детскую забаву, но и собственноручно делал деревянные игрушки. Игрушки всегда сопровождали детство, но несомненно то, что в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и использовались в культуре более разнообразнее.

Чудесные народные игрушки относятся не к сфере профессионального, а к особой сфере – сфере народного искусства. Из этого следует, что такая игрушка носит характер коллективного творчества, в котором традиция становится непременным условием его существования. Основные приемы обработки материала, устоявшийся круг образов, представления о прекрасном в окружающем мире отбираются и сохраняются веками, усилиями многих безымянных мастеров – игрушечников. Навыки и секреты художественного ремесла у мастеров народной игрушки передаются из поколения в поколение. Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Характерно, что у крестьянских детей никогда не было много игрушек. Игрушки были крайне просты, а порою и невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребенок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием. Немного цветная условная роспись, подчеркнутость фактуры и цвета дерева, упрощенно - лаконичная пластика, и – удивительно! – рождается очень выразительный художественный образ. Не зря в народе говорили: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства»

Народная игрушка не подвластна моде. Как любое произведение искусства, она часть культуры народа, носитель сакральных ценностей, родовой информации. Она служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера – игрушечники вкладывали в образ всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Вносили своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту. Игрушка – одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка – всегда рассказ об истории народа, его ценностях и идеалах.

Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, приносящая радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в наших руках оказывается народная игрушка, возникает особое, непередаваемое ощущение реальности присутствия в мире светлого, солнечного начала, высшей красоты и гармонии.

Русская народная игрушка – основной игровой атрибут игровой деятельности. Большинство современных игрушек развивают в ребенке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого – для радости и гармоничного развития ребенка. Одним из возможных путей разрешения противоречия, которое сложилось между теоретиками и практиками рынка игрушек, является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике. Необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать детей в национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке. Ребенок проживает со своей куклой все события чужой и собственной жизни во всех социальных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Дошкольное детство – время игры. И будет целесообразным использовать народные игрушки для ознакомления детей с историей и культурой русского народа.

Сайт использует файлы cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Закрыть